При подготовке Варианта №2 использовалось учебное издание «Русский язык: Всеросcийская проверочная работа. Русский язык: 8 класс: практикум по выполнению типовых заданий ФГОС /М. Ю. Никулина., 2018 года»
Подробный разбор Варианта 2
№1 Выполните задания по тексту.
1. Спишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
В то утро (в)первые в моей жизн.. я услыш..л пор..зивш..ю меня игру на п..стушьем3 ро..ке.4
Я см..трел в ..ткрытое окно лёжа в тепл..й п..стел.. подраг..вая от хол..дка з..ри.
Улиц.. были зал..ты роз..ватым светом со..нца вставш..го за домами. Вот о..крылись в..рота дв..ра и с..дой п..стух выш..л на сер..дину ещё пусты(н,нн)ой улиц.. п..ставил у ног на камушки свою шляпу прил..жил обеими руками дли(н,нн)ый рож..к к губам. Рож..к з..играл так громко что да(же) в ушах задребе..жало2. Но это было только (с)начала так а потом он стал заб..рать всё выш.. жальче жальче. И (в)друг пастух з..играл что-то радос..ное и мне стало вес..ло. Замыч..ли (в)дали к..ровы стали подб..рат..ся (по)немногу. А п..стух всё ст..ял1 и играл. Он играл запр..кинув гол..ву играл как(бы) в небо з..быв (про)всё что было (во)круг. Ко..да обрывал..сь пес(?)ня и п..стух п..реводил дыхан..е слыш..лись восх..щё(н,нн)ые голоса на улице Вот это мастер
Мне к..залось что п..стух то(же)это слыш..т и пон..мает как его слуш..ют и это ему пр..ятно.
(По И. Шмелёву)
Ответ:
В то утро впервые в моей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем3 рожке.4
Я смотрел в открытое окно, лёжа в теплой постели, подрагивая от холодка зари.
Улицы были залиты розоватым светом солнца, вставшего за домами. Вот открылись ворота двора, и седой пастух вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног на камушки свою шляпу, приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало2. Но это было только сначала так, а потом он стал забирать всё выше, жальче, жальче. И вдруг пастух заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали подбираться понемногу. А пастух всё стоял1 и играл. Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, забыв про всё, что было вокруг. Когда обрывалась песня и пастух переводил дыхание слышались восхищённые голоса на улице «Вот это мастер!».
Мне казалось, что пастух тоже это слышит и понимает, как его слушают и это ему приятно.
2. Определить тему текста.
Ответ:
Тема текста – впечатления от игры пастуха на рожке.
3. Определите стиль и тип речи текста.
Ответ:
Стиль речи – художественный, тип речи – повествование с элементами описания.
4. Выпишите из выделенного предложения словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Ответ:
В то утро; в моей жизни; поразившую игру; на пастушьем рожке.
5. Выполните фонетический разбор слова1.
Ответ:
Стоял
с [с] – согласный, твёрдый, глухой
т [т] – согласный, твёрдый, глухой
о [а] – гласный, безударный
я[й’] – согласный, мягкий, звонкий
[а] – гласный, ударный
л [л] – согласный, твёрдый, звонкий
5 букв, 6 звуков, 2 слога
_________________________________________
6. Выполните морфемный разбор слова2.
Ответ:
7. Выполните морфологический разбор слова3.
Ответ:
(На) пастушьем (рожке) – прилагательное.
I. На рожке чьём? – пастушьем
Н.ф. – пастуший.
II. Пост. притяж.;непост. – в пр. пад., ед. ч., м. р.
III.
8. Выполните синтаксический разбор предложения4.
Ответ:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено необособленным определением, выраженным причастным оборотом.
№2 Расставь знаки препинания. Графически объясни их постановку.
- Книга верный друг.
- Хорошо учиться наша главная задача.
- Утро тихое и радостное.
- Умение вести разговор это талант.
В каком предложении отсутствуют знаки препинания и почему?
Ответ:
№3 Выпишите предложение с составным именным сказуемым и разберите его по членам.
- Я надеюсь добиться успеха в жизни.
- Они очутились в громадном помещении, где смутно виднелись гигансткие машины.
- Мой брат был сельским учителем в сельской школе.
- Он был рад вернуться в Москву.
Ответ:
№4 Прочитайте текст. Выпишите из него односоставные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.
Токарев вместе с Изворовыми воротился в деревню. Всё были печальны и молчаливы. Темнело. Токарев вышел в сад. Вечер был безветренный и холодный, заря гасла. Сквозь поредевшую листву аллей светился серп молодого месяца. Пахло вялыми листьями. Было просторно и тихо. Токарев думал: «Идёшь по алее, и листья шуршат в такт шагам».
Ответ:
Темнело. (безличное)
Пахло вялыми листьями. (безличное)
…идёшь по алее (определенно-личное)
№5 Расставь знаки препинания. Разберите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Составьте схему однородных членов.
- Искусство создаёт хороших людей формирует душу.
- Здесь выступали не только признанные мастера но и молодые музыканты.
- Растения тут самые разнообразные а именно каштаны ясени дубы дикие яблони груши разные виды плющей.
- В его взгляде были одновременно тревога и испуг мольба и надежда.
Ответ:
1) Искусство создаёт хороших людей, формирует душу.
2) Здесь выступали не только признанные мастера, но и молодые музыканты.
4) В его взгляде были одновременно тревога и испуг, мольба и надежда.
№6 Расставьте знаки препинания. Выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.
- Свежий мартовский ветер гнал по пробудившемуся весеннему небу облака.
- Исследователи увлечённые изучением незнакомой местности не заметили наступления ночи.
- Давно не кошенная трава заполнила весь сад.
- Митрофан Ильич растерянный и смущенный подал документы.
Ответ:
1) Свежий мартовский ветер гнал по пробудившемуся весеннему небу облака.
3) Давно не кошенная трава заполнила весь сад.
4) Митрофан Ильич, растерянный и смущенный, подал документы.
№7 Исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.
Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены все важнейшие церковные книги.
Ответ:
Когда была создана славянская азбука, на славянский язык были переведены все важнейшие церковные книги.
№8 Расставьте знаки препинания. Обведите вводные слова.
- Более трети поверхности Земли как известно занимает Тихий океан.
- Казалось бы ничем не примечательный пейзаж превратился в удивительный образ.
- Нам казалось что счастье уже близко.
- С одной стороны это был человек очень мягкий с другой решительный и прямой.
Ответ:
№9 Расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены.
- Внизу в горной котловине было озеро.
- Несколько недель назад ещё в сентябре мы получили письмо.
- У меня есть любимая игрушка а именно маленький паровозик.
- Кольчатый тюлень или нерпа водиться в наших северных морях.
Ответ:
№10 Письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.
Друзья мои,1 прекрасен наш союз!
Он,2 как душа,3 неразделим и вечен…
(А. С. Пушкин)
Ответ:
1 — выделяет обращение, 2 и 3 – выделяют сравнительный оборот.
№11 Составьте и запишите предложения с прямой речью:
а) прямая речь стоит перед словами автора,
б) прямая речь стоит в середине слов автора.
Ответ:
а) «Я приду сегодня вечером», — сказал мальчик.
б) Он сказал: «Я очень устал», — и сразу же замолчал.
№12 Расскажите письменно в 2-3 предложениях об общеупотребительной лексике.
Ответ:
Слова, которые используются во всех стилях речи, известные всему народу, называются общеупотребительными. Наша речь состоит прежде всего из общеупотребительных слов таких как: небо, земля, вода и др.