Текст 2
(1)Тихий пасмурный денёк с лёгким морозцем. (2)Снег пока неглубокий, пушистый и мягкий. (3)Мы стоим под дремучими сводами заповедного соснового бора. (4)Ласкает взор зелёный бархат хвои. (5)Впереди, на полянке, полузасохший дуб-зимняк. (6)Не успели подойти к нему, как слышим чёткий, отрывистый голосок дятла: «Кик-кик!»
(7)Нарядно одетый в пёстрый пиджачок, на голове малиновое пятнышко, «лесной доктор» сидел на дереве на высоте четырёх-пяти метров. (8)Загнав сосновую шишку в жёлоб, он с увлечением работал, извлекая из-под чешуи маслянистые семена-орешки. (9)Я смотрю на «дятлову кузню» и говорю полушёпотом, чтобы не спугнуть пернатого «кузнеца». (10)«Прямо-таки загадка живой природы, – подсказывает мой проводник, лесничий. – Уже более полувека в ней работают дятлы, как говорится, без единого выходного дня». (11)Оказывается, эта кузница служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов. (12)Вероятно, о том же говорил и лежащий под дубом целый курган разбитых сосновых шишек.
(13)Почему же «лесные кузнецы» – дятлы ежегодно для гнезда выдалбливают новое дупло, а одной и той же «кузницей» пользуются по нескольку лет, как бы передавая её из поколения в поколение? (14)Когда я задал этот вопрос знакомому орнитологу, он улыбнулся: «В жизни птиц ещё много тайн и загадок. (15)Разгадывать их придётся не только нам, но и нашим детям, и внукам, и правнукам».
(По П. Стефарову)
№8 Определите и запишите основную мысль текста.
Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Проверьте самостоятельно.
Основная мысль текста: В жизни птиц ещё много тайн и загадок. Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
№9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что «кузница» служила местом кормёжки не одному десятку поколений дятлов? Запишите ответ.
Задание этой части проверяется отдельно экспертами. Проверьте самостоятельно.
Ответ может быть сформулирован так: Под дубом лежал целый курган разбитых сосновых шишек. Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
№10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1−4 текста. Запишите ответ.